Будущие события
В Коране также даются предсказания: приводятся признаки приближения конца света, рассказывается, что произойдет в Судный день, какие будут мучения в аду и наслаждения в раю. Поэтому мы нередко обнаруживаем в Коране упоминания о появлении необычного животного на земле, прихода народов Гог и Магог, дуновении ангелом Исрафилом (Мир ему) в Горн, Расчете, словах обитателей ада.
Иносказания
В Коране используются две разновидности иносказаний. Первая дается в качестве разъясняющего примера. В частности:
«Те, которые расходуют своё имущество на благо на пути Аллаха, повинуясь Ему, за что будут вознаграждены, подобны зерну, которое выращивается в доброй земле и порождает семь колосьев, а в каждом колосе — сто таких же зёрен. Это — награда Аллаха за расходы в нашей жизни на пути Аллаха. Аллах удваивает награждение тому, кому Он пожелает. Поистине, благость Аллаха велика! Он знает, кто достоин награды, а кто недостоин».
Этот пример показывает, что награда на том свете будет семисоткратной по сравнению с тем, что человек израсходовал на пути Аллаха в этой жизни. Иногда она будет даже еще больше. Человеку не так просто это понять, поэтому Аллах поясняет данный факт на примере: подобно тому, как одно зернышко может дать семьсот зерен, если посадить его в землю, награда на том свете тоже будет семисоткратной.
Во-вторых, используются примеры, которые именуют пословицами. Они бывают двух видов. Есть те, которые получили распространение после ниспослания Корана, то есть именно из Корана люди впервые узнали о них, например:
«За благодеяния (в земном мире) не может быть другого воздаяния, кроме великой награды (то есть Воздают ли за добро иначе, чем добром?)»
«Если вы простите, это ближе к богобоязненности (либо Если вы уступите, это будет ближе к благочестию и богобоязненности)».
Второй вид используемых пословиц – это не сами пословицы, а указания на них, то есть смысл аята указывает на уже используемую пословицу. В Коране есть несколько таких примеров. Например, в арабском языке существует популярная пословица:
«Слышать не значит видеть».
На эту пословицу указывает один из аятов. Когда пророк Ибрахим (Мир ему) сказал Аллаху: «Покажи мне, как Ты оживляешь покойников», и Бог ответил: «Разве ты не веруешь?», то Пророк Ибрахим (Мир ему) сказал:
«Верую! Но хочу, чтобы мое сердце было покойно».
Также есть следующая известная поговорка:
«Из одной норы верующего дважды не укусят».
Значение пословицы отображено в Коране, когда приводится ответ пророка Якуба (Мир ему) на просьбу своих сыновей, ранее бросивших своего брата Юсуфа (Мир ему) в колодец, взять Бинъямина с собой:
«Неужели я доверю его вам так, как доверил прежде его брата?»
О толковании Корана
- Толкование (тафсир) Корана как теологическая дисциплина и ее методология.
Арабский термин «тафсир» () образован от корня «фаср» (), что значит «раскрывать», поскольку в нем раскрывается значение текста Корана. Дисциплину, изучающую смысл аятов, называют «ильм ут тафсир» () – толкованием (экзегетикой). Поначалу слово «тафсир» применялось только по отношению к толкованию Корана. Во времена Пророка, Мир ему и Милость Аллаха, теологические дисциплины не были столь разветвленными, поэтому обозначений для них было не так много. Со временем, когда знания получили структурированную форму, толкование («ильм ут тафсир») стало объемной теологической дисциплиной и продолжало свое развитие, отвечая на потребности нового времени.
Формальное определение данной дисциплины имеет следующий вид:
толкование («ильм ут тафсир») дисциплина, предметом изучения которой являются способы донесения слов Корана, а также их интерпретация, их индивидуальные грамматические формы, взаимодействие с иными словами и общий смысл (с учетом предпосылок откровения, отменяющего, отмененного и пр.).
Из этого определения следует наличие шести компонентов у данной теологической дисциплины:
- Способы донесения слов Корана, то есть каким образом можно прочесть слова Корана. Теологи ранней эпохи в своих комментариях к Корану подробно рассматривали возможные способы чтения каждого аята. Для этого была развита отдельная дисциплина («кыраат»), о чем мы вкратце уже говорили ранее.
- Интерпретация слов Корана, то есть их лексические значения. Для этого важно иметь глубокие познания лексикона арабского языка. Поэтому в комментариях к Корану мы обнаруживаем многочисленные ссылки на лингвистов и арабскую литературу.
- Индивидуальные формы слов. О каждом слове нужно знать, как оно формируется, каков его корень, как образуется настоящее время, спряжение, а также каковы значения и характеристики, сопутствующие данной форме спряжения. Для этого требуется знать этимологию слов (на арабском эту дисциплину называют «сарф»).
- Правила в отношении образования фраз: каково значение того или иного слова при соединении с другими словами, грамматический анализ, причина расстановки имеющихся огласовок, значения, на которые они указывают. Для раскрытия этого пункта необходимо знать синтаксис арабского языка («ильм ун наху»), понимать значения фраз («ильм уль магани»).
- Общий смысл составной фразы: каково значение конкретного аята с учетом его контекста. В зависимости от тематики аята используются знания различных теологических дисциплин. Также иногда аяты нужно рассматривать и с позиций языка и литературы. Учитываются хадисы и принципы исламского права.
- Суммирование значений. Для раскрытия данного компонента большое внимание уделяется предпосылкам ниспослания аятов, элементам лаконичных фраз Корана. Основой здесь служат, как правило, хадисы. Но, на самом деле, это очень обширный предмет, вбирающий себя знания практически всех наук и искусств мира, поскольку иной раз даже очень короткое предложение Корана выражает безграничный мир фактов и тайн. Например, Коран гласит:
«А также в вас самих. Неужели вы не видите?»
В объяснение этого короткого аята можно вместить целые труды по физиологии и психологии, но и тогда нельзя будет с уверенностью утверждать, что все это сполна объяснит тайны безграничной мудрости Аллаха в творении, о которой говорится в этом аяте. Поэтому посредством размышлений, экспериментов и наблюдения различные предметы становятся частью толкования Корана.
*** ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ***
Вестник ИИУ, №6 (102)