Арабский язык является одним из древнейших языков планеты, важнейшим историческим наследием человеческой цивилизации, во многом повлиявшим на ход мировой истории. Арабский язык для каждого мусульманина это, прежде всего, язык последнего Пророка Мухаммада (Мир ему и Милость Аллаха), и Последнего Писания, ниспосланного Всевышним – Священного Корана.
В настоящее время во всем мире, особенно в нашей стране, идет активное возрождение ислама и его духовно-культурных ценностей. Этот процесс невозможен без изучения арабского языка. Он является главной движущей силой в сложном процессе возрождения Ислама и его морально-нравственных устоев.
Главным достоинством арабского языка является то, что Всевышний Аллах ниспослал на нём Последнее Писание – Коран, как Он об этом в самом Коране и говорит:
«…Это — ясное Писание, освещающее путь тому, кто руководствуется им. Эти звучные буквы привлекают внимание людей, и они начинают внимать Корану, даже если до этого договорились не слушать его.
Мы ниспослали Своему посланнику, о арабы, Писание на арабском языке, которое вы можете читать и заучить наизусть, чтобы вы поняли его и передавали людям его содержание».
Несмотря на то, что на земле существуют тысячи разных языков, Коран ниспослан именно на арабском.
Почему же? Хафиз Ибн Касир, да помилует его Аллах, даёт этому такое объяснение: «Арабский язык – самый красноречивый из языков, самый понятный и самый широкий (по передаче) смыслов, которые только могут возникнуть в голове. Поэтому самая почтенная Книга ниспослана на самом почтенном языке, самому почтенному Посланнику, Мир ему и Милость Аллаха, через самого почтенного Ангела, в самой почтенной части земли, и началось её ниспослание в самый почтенный месяц года, то есть в Рамадан».
Сам Аллах называет арабский язык понятным, доступным для человека и облегчающим восприятие информации. Он сказал:
هذا لسان عربي مبين
«…а Коран ниспослан на чистом и ясном арабском языке,…»,
а также:
فإنما يسرناه بلسانك لعلهم يتذكرون
«Поистине, Мы облегчили тебе чтение Корана и передачу его, ниспослав его на твоём и их языке, чтобы они извлекали уроки, уверовали в него и соблюдали его заветы!».
Многие из наших праведных предшественников говорили о необходимости изучения арабского языка. Сообщается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Изучайте арабский язык и обучайте ему других!» Убайа ибн Ка’б (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Обучайтесь арабскому языку, подобно тому, как вы обучаетесь заучиванию Корана!»
Имам аш-Шафи’и (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Каждый мусульманин должен изучать арабский язык в меру своего усердия, чтобы свидетельствовать на нём, что нет бога, кроме Одного Аллаха, и что Мухаммад – Его раб и Посланник, чтобы читать на нём Книгу Всевышнего Аллаха, чтобы произносить поминания, что вменено ему в обязанность из слов возвеличивания (такбира), и велено ему из слов прославления (тасбиха), ташаххуда и других слов. Всё новое, что он узнает из науки о языке, который Аллах сделал языком того, кто завершил пророчество, и на котором ниспослал последнее Писание, пойдёт ему на пользу».
Хафиз аль-Байхакы, да помилует его Аллах, сказал: «Для людей стало фардом (обязанностью) изучение арабского языка. Поистине, это относится к коллективным обязанностям (фуруд аль-кифайа), чтобы понимать веления и запреты Аллаха (Всемогущ Он и Велик!), Его обещания и угрозы, чтобы понимать то, что разъяснил и сообщил Посланник Аллаха (Мир ему и Милость Аллаха!)».
Абу Хамид аль-Газали, да помилует его Аллах, сказал: «Ограничь погружение в науку языка тем, посредством чего станешь понимать речь арабов и говорить на их языке. редкостных слов в нем, редкостных слов Корана и редкостных слов хадисов, и оставь углубление в их. Ограничься в грамматике тем, что относится к Книге (Корану) и Сунне, ибо нет науки, где не было бы достаточного, среднего и глубокого».
Также сообщается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Изучайте арабский язык, ибо он является частью вашей Религии, и изучайте наследственное право (аль-фараид), ибо оно является частью вашей Религии!». Веление ‘Умара (да будет доволен им Аллах!) изучать арабский язык и шариат объединяет очень важные вещи. Религия включает в себя знание слов и действие; знание арабского языка – это путь к пониманию слов, а знание Сунны – это путь к познанию действий. О том, что арабский язык способствует моральному очищению человека говорил ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах!). Сообщается, что он, да будет доволен им Аллах, сказал: «Изучайте арабский язык, ибо поистине, он приводит в порядок разум и прибавляет мужества!».
Знание арабского языка будет способствовать: глубокому познанию своей истории, культуры, литературы, религии, духовно-нравственных ценностей; – укреплению деловых, культурных, экономических, политических, торговых, конфессиональных и других связей России с арабскими и мусульманскими странами; – духовному возрождению и нравственной чистоте всего общества, стабильному, уважительному отношению между людьми разных национальностей, межрелигиозной толерантности.
Ислам и арабский язык неотделимы друг от друга, поэтому в религиозном образовании он является важным аргументом.
Вестник ИИУ, №9 (81).