Амр ибн аль-‘Ас , да будет доволен им Аллах, прожил 93 года, 57 из которых не был мусульманином, он, наоборот, — воевал против них со жгучим желанием убить Пророка Мухаммада, Мир ему и Милость Аллаха. Был великим воином и полководцем. Умер в 43 году по хиджре (по мусульманскому летоисчислению)
На 57 году жизни ‘Амр, да будет доволен им Аллах, стал мусульманином. Участвовал в многочисленных и тяжелых сражениях бок о бок с такими великими сподвижниками, как Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, и ‘Умар, да будет доволен им Аллах. Это именно он открыл для Египта Ислам — сломил оборону и предоставил его жителям свободу выбора в вероисповедании.
В Каире до сих пор стоит огромная мечеть, построенная под его руководством. Местные копты-христиане как жили, так благополучно и живут на территории Египта. Но после прихода туда ‘Амра, да будет доволен им Аллах, подавляющее большинство населения стали мусульманами. Во времена правления халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен им Аллах, был назначен руководителем двух крупных областей — Египта и Палестины…
И вот его слова, произнесенные незадолго до смерти: «Поистине, лучшее, что мы можем приготовить [себе для вечности], — это [убеждение] в единственности Аллаха (Бога, Господа) и в истинности миссии Мухаммада (Мир ему и Милость Аллаха) [Его заключительного посланника, это нас спасет].
У меня в жизни было три периода.
В первый период я больше всех ненавидел пророка Мухаммада, Мир ему и Милость Аллаха, и не было никого сильнее меня желавшего убить его. Умри я в том состоянии, [навечно] оказался бы в Аду.
[Второй период моей жизни начался] когда Всевышний Творец заложил в моем сердце Ислам (покорность Ему одному). Я пришел к Пророку, Мир ему и Милость Аллаха, и сказал: «Дай мне свою правую руку, я хочу заключить с тобой договор». Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, открыл мне свою руку, и я сжал ее. Пророк спросил: «Что с тобой, ‘Амр?» Я ответил: «Хочу поставить условие». Пророк, Мир ему и Милость Аллаха, спросил: «Какое условие?» — «Мое условие в том, чтобы мне было прощено [бывшее до этого]». Пророк сказал: «Разве ты не знаешь, что Ислам [принятие его] устраняет все, что было до этого [плохое стирается, жизнь начинается с чистого листа], как и хиджра, и хадж?» [В тот период] я больше всех на свете любил Пророка, Мир ему и Милость Аллаха. Мои глаза не могли наглядеться на него. Если бы попросили описать Посланника, Мир ему и Милость Аллаха, я не смог бы. Поистине, мои глаза не могли наполниться им (насытиться, глядя на него). Умри я в том состоянии, то, с Божьей помощью, оказался бы в Раю.
А потом наступил третий период. На нас возложили ответственность [государственные дела]. И я не знаю, каков я там [не знаю, как мои деяния будут оценены Богом и каким окажется мое положение в вечности].
[Прошу вас.] Когда я умру, пусть ни в коем случае похоронную процессию не сопровождают кричащие, восхваляющие и убивающиеся по поводу моей кончины, пусть не будет [специального] огня [торжественного траурного освещения].
Когда похороните меня [опустите в могилу], то постепенно закопайте ее, а после встаньте вокруг могилы и постойте такое время, за какое обычно происходит заклание верблюда и разделывается его туша, чтобы я чувствовал радость [от вашего присутствия и молитв за меня]. Это поможет мне, когда я стану держать ответ посланцам Божьим [ангелам Мункиру и Накиру]».
Вот яркий пример от одного из величайших сподвижников пророка Мухаммада (Мир ему и Милость Аллаха), пример того, как кардинально может измениться человек. Жизнь — это этапы и периоды.
Встречаясь с разными людьми, мы анализируем судьбы, складывающиеся где-то параллельно с нашей жизнью, и, бывает, отмечаем: «десять лет назад этот человек был совсем другим»; «она преобразилась и достигла очень многого, разведясь со своим тираном-мужем и создав семью с порядочным человеком»; «в школе его обижали и унижали, но через тридцать лет он добился огромного успеха»; «вчера он целыми днями молился, а сегодня запил и закурил от горя»; «не так давно он был тунеядцем и алкоголиком, а теперь уверовал, и его жизнь кардинально преобразилась».
Важно, кто мы внутри, насколько понимаем себя (без философии и пустословия) и насколько осмысленно живем, есть ли у нас цели, задачи на предстоящие годы, десятилетия, каково наше окружение и в чем именно помогает нам наша религиозная практика (молитва-намаз, пост) — действовать, достигать, преодолевать или уходить от ответственности, погружаться в спячку, надеясь посредством многочисленных молитв-намазов на Божью милость.
Смерть может прийти нежданно-негаданно, важно, в момент выполнения каких дел она тебя застанет и каков в этот момент будет твой внутренний мир, а также твой внутренний диалог.
‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен им Аллах, ставший мусульманином в 57 лет, хороший пример того, что не стоит торопиться с выводами относительно веры-неверия других людей. У каждого из нас очень много работы над собою (тело, интеллект, духовность) и забот с собственными делами (семья, работа, профессионализм и материальный достаток). Сосредоточившимся на себе, своем развитии и на конкретных осязаемых результатах деятельности можно (при наличии веры) рассчитывать не только на успех в обоих мирах, но и на становление живым примером реализации мусульманских ценностей, принципов для ближайшего окружения и людей в целом.
Дабы мы не обвиняли других, а сосредоточились на себе и своих результативных делах, напомню важный достоверный хадис. Пророк Мухаммад (Мир ему и Милость Аллаха) сказал: «Поистине, человек может на протяжении долгого периода жизни совершать поступки, свойственные обитателям Рая, но завершить жизнь делами обитателей Ада. [Продолжительность пребывания в Аду после Судного Дня будет зависеть от степени пагубности этих завершивших его жизнь деяний].
А другой может на протяжении долгого периода совершать поступки, свойственные обитателям Ада [в душе искренне стремясь к вере и благочестию, препятствием чему постоянно будет являться назойливое и пагубное влияние извне (окружение, например)], однако [начав думать собственной головою и все-таки вырвавшись из темницы пагубных зависимостей, он в корне преобразится и] завершит жизнь делами обитателей Рая [где он по Божьей милости после Судного Дня и окажется]».
По этой же теме есть и следующий интересный хадис: «Поистине, человек может [на протяжении долгого периода жизни] совершать поступки, свойственные обитателям Рая, как это видится (кажется) людям [то есть им будет казаться, что он очень праведный и набожный], но при этом он [станет] обитателем Ада [после Судного Дня в вечности]. А другой может [на протяжении долгого периода] совершать поступки, свойственные обитателям Ада, как это будет видеться (казаться) людям, однако он [в итоге станет] обитателем Рая. Поистине, дела [оцениваются пред Богом] по тому, как они заканчиваются [как отдельно взятое дело, так и жизнь в целом]».