Мутаалим не может достичь совершенства своих знаний без соблюдения адабов. Приведём некоторые из них.
- Первый и важнейший адаб ищущего знания мутаалима – он должен стремиться очистить своё сердце от скрытых болезней, которые мы перечислили в адабах алима. Вместе с тем он должен избавиться от плохих качеств и неправильного вероубеждения, чтобы стать готовым принимать знания, изучать их и передавать другим. Подобно тому, как не получается намаз без омовения частей тела, так не получается изучать знания, не очистив сердце от низменных качеств души.
В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: «Послушайте, воистину в теле человека есть кусок мяса (плоть). Когда оно улучшается, улучшается всё тело, а когда оно ухудшается, ухудшается всё тело, – это сердце». Не зайдёт в сердце человека свет веры – имана, пока в нём есть то, что ненавистно Аллаху.
- Намерение получать знание (ильм) должно быть искренним, ради Всевышнего Аллаха, с желанием следовать своим знаниям, сохранить Шариат, озарить своё сердце светом имана, улучшить своё внутреннее состояние души, получить духовную близость к Всевышнему Аллаху, следовать Сунне Пророка (мир ему и благословение), приносить людям пользу.
Суфьян ас-Саври (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Я не нашёл более сложной вещи для исправления, чем намерение».
Нужно знать, что получение знаний является богослужением (ибадат), и если оно будет совершаться искренне, ради Аллаха, то Он одарит обучающегося тем, чем одарил любящих рабов Своих из числа праведников, алимов, авлия, говорится в хадисе Посланника Аллаха.
- Мутаалим всё своё свободное время должен посвящать изучению знаний, не откладывая на потом то, что можно сделать сейчас. Ведь каждый час, каждая истраченная минута его жизни уходит, и нет ей возврата.
Мутаалим должен оставить всё то, что отвлекает его от знаний, за исключением обязательного из того, что возложил на него Шариат: еда, сон, молитва и т. д. Чем больше он откажется от лишнего, тем больше сможет сосредоточить мысли на знаниях. Ведь не зря говорят, что не получишь и части знаний, пока не отдашься им полностью.
- Мутаалим должен быть готовым к лишениям и трудностям в поисках знаний, довольствоваться малым в еде и одежде. Посланник Аллаха e сказал: «Аллах заботится о пропитании того, кто ищет знания» (аль-Хатыб).
Имам аш–Шафии (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Никто не постигнет эти знания посредством имущества и величия, наоборот, их получит тот, кто проявляет терпение в лишении мирского удела и служит алимам».
- Мутаалим должен придерживаться набожности (вара), строго следить за своей едой, питьём, одеждой, чтобы случайно не попало в них запретное (харам). Из дозволенного мутаалим должен есть мало. Имам аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) сказал: «С шестнадцати лет я не ел досыта».
Мутаалиму желательно отдаляться от всего, что способствует потере памяти. Об этом подробно написано, например, в книге «Таълиму мутаалим».
- Сон мутаалима не должен превышать восьми часов в сутки– это уже одна треть его жизни. Если же он сможет приучить себя к меньшему времени, то это будет приветствоваться.
- Мутаалим должен тщательно выбирать круг общения. Желательно, чтобы это были такие же стремящиеся к знаниям люди, которые будут помогать ему в освоении уроков и понимании книги. Он должен стараться сторониться тех, кто стремится к мирскому, потехам и забавам, даже если они дозволены; люди влияют друг на друга, и, сам того не замечая, мутаалим может приобрести плохие черты характера тех, с кем он часто бывает. Ведь не зря говорят: с кем поведёшься, от того и наберёшься, или: скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Человек находится вместе с тем, кого он полюбил». Поэтому, если с кем-то дружите, пусть это будет праведный, честный, богобоязненный, набожный, благодарный и благородный человек, который, когда вы забудете что-то, напомнит вам. Если же будете совершать что-то – поможет вам, если же будете нуждаться в чём-либо – окажет вам необходимую помощь.
- Важнейший адаб ученика заключается в выборе учителя, у которого он будет постигать знания. Учитель должен быть праведным, следующим своим знаниям богобоязненным человеком с правильным вероубеждением, чьё имя не запятнано обвинениями в пренебрежении адабами Ислама или Сунной Пророка e.
- Мутаалим должен полностью доверять знаниям и выбору учителя-алимав таких вопросах, как, например, какую книгу читать, какой тематики, в каком количестве и т. д. То есть мутаалим должен быть подобен больному перед врачом, назначающим ему лечение. Необходимо стремиться к тому, чтобы учитель был доволен им; ученик должен стараться оказать ему почтение и уважение, чтобы достичь довольства Аллаха. Не подобает обращаться к учителю на «ты» или звать его издалека. Лучше всего обращаться к нему, называя «муалим» (учитель).
- Мутаалим должен осознавать, что он нуждается в учителе, быть ему благодарным за то, что он уделяет ему время и учит. Ученику подобает в течение своей жизни проявлять уважение к семье учителя, после его смерти посещать могилу, раздавать милостыню за него и т. д.
Мутаалиму следует проявлять терпение, если учитель обошёлся с ним грубо, поругал, сделал замечание прилюдно и т. д. Быть может, это пойдёт ученику на пользу и учитель, быть может, знает мудрость такого его поступка.
- Мутаалим не должен входить к учителю, не получив разрешения. Если зашёл к нему, не задерживаться долго, отнимая время, если только он сам не пригласит остаться. К сожалению, сегодня мутаалимы позволяют себе отвлекаться на телефонные разговоры и смс-переписки во время урока или отпрашиваются, чтобы ответить на звонок, сидят в соцсетях. Это и подобное считается оставлением адаба урока и учителя. Нарушение адаба происходит и тогда, когда задают посторонние вопросы, невнимательно слушают урок. Нельзя противоречить учителю, указывая на то, что другой алим говорил обратное, и т. д.
- Начиная изучать знания, мутаалим не должен вникать в разногласия среди алимов в вопросах вероубеждения или юриспруденции (фикх). Также мутаалим не должен читать другие, более обширные книги, пока находится на пути приобретения знаний, а наоборот, прилагать больше усилий для изучения одной или двух книг, рекомендованных учителем. Обратное же отнимает много времени и приводит к растерянности в знаниях.
- Мутаалим должен относиться с адабом ко всем, кто окружает его на уроке. Приветствовать всех «саламом»; если пришёл позже других, не искать себе место поближе к учителю, если только тот сам не позовёт; не поднимать с места другого ученика, говоря, что «это моё место».
Мутаалиму не следует стесняться задавать вопросы, если они касаются урока, в присутствии других. Но порицается, чтобы мутаалим задавал вопросы, когда учитель занят и отвлечён чем-либо.
Все вышеперечисленные адабы – как алима, так и мутаалима – взяты из Сунны Пророка (мир ему и благословение) и того, что передали его сподвижники, показывая на своём примере. И нам следует их соблюдать, так как от этого зависит получение нами пользы и бараката от знаний. Ведь не зря говорят познавшие Аллаха арифуны: «Не постиг никто того, чего он постиг, кроме как соблюдая адаб, и не лишился никто того, чего он лишился, кроме как оставив адаб».
Да приумножит Аллах в умме Мухаммада (мир ему и благословение) алимов, следующих своим знаниям, и мутаалимов, искренне стремящихся к знаниям. Да сделает Аллах нас из числа тех, кто воздаёт Ему хвалу за то, что направил нас на путь истины через наследников пророков – алимов этой уммы. Аминь…
islam.ru